Главная » Статьи » Мои статьи

Учебные игры для интенсификации обучения аудированию на начальном этапе

Обучение аудированию, как и другим видам речевой деятельности, предполагает поэтапное формирование у учащихся соответствующих  навыков и умений. На начальном этапе этот процесс имеет свои особенности, которые определяются как психологической природой этой рецептивной речевой деятельности, так и условиями обучения  (ограниченный словарный запас, возрастные особенности учащихся и другие ), а также характером упражнений, выполняемых учащимися.

 При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью . Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений.

Е.И.Пассов выделяет 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1) формирование определенных навыков;

2) развитие определенных речевых умений;

3) обучение умению общаться;

4) развитие необходимых способностей и психических функций;

5) познание в сфере страноведения и языка;

6) запоминание речевого материала [Пассов 1988]  

 Игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

 1) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

 2) научить выделять главное в потоке информации;

 3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

 4) развивать слуховую память учащихся;

 5) развивать слуховую реакцию.

 Аудитивные игры являются своеобразной проверкой способности воспринимать речь на слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи, но и умения, одновременно с восприятием услышанного, совершать мыслительную операцию. Например, учащимся задаются следующие вопросы:

 - Five brothers have each a sister. How many children are there in the family? (6)

 - In what month does a man speak least of all? (In February).

Высшая оценка даётся ученику, решившему задачу после первого прослушивания. Учитель, систематически работающий над аудированием, может сам дополнительно подобрать задания подобного рода.

В младших классах  рекомендуется провести такие задания как «прохлопывание» ритмического рисунка фразы. Учитель произносит предложения, ученик слушает внимательно и хлопает в ладоши столько раз, сколько услышит слов с ударением – нужно «прохлопать» ритм предложения.

I have/ a cat/. (2 хлопка).

My cat /is white/. (2 хлопка).

We play/ the ball/ together/. (3 хлопка).

I like/ my cat/ very much/. (3 хлопка).

 

Сначала нужно привести пример – дать образец выполнения задания. Например, учитель говорит «I like my dog» и хлопает в ладоши два раза. Здесь важно чётко произнести предложение с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.

 Распознавание рифмы. Нужно прослушать четыре слова и назвать два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи друг с другом). Например: «hare, fox, duck, bear». Ответ: «hare-bear»

Song – hen – sun – pen

Bike – family – forest – like

Nose – apple – doll – rose

Dress – snow – chess – cap

Такие задания развивают в детях такие качества как внимательность, навыки произношения.

Самыми простыми играми на начальном этапе обучения аудированию являются игры типа «Cнежный ком».

Один из учеников произносит слово по теме «Семья». Следующий ученик повторяет это слово и добавляет еще одно слово и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики.

A father. A father and a mother. A father, a mother and a sister. A father, a mother, a sister and a brother.

Игру можно усложнить, попросив детей называть не просто лексические единицы, а фразы. Например:

I have got a father. I have got a father and a mother. I have got a father, a mother and a sister. Etc.

 

Для закрепления лексики по теме «Семья» можно провести игру «Испорченный телефон». Один из учащихся рассказывает по телефону о себе, но телефон плохо работает. Остальным учащимся приходится переспрашивать. Во время данной игры ученики могут использовать игрушечный телефон. Примерный диалог:

- My name is Helen.

- Is your name Ann?

- No, my name is not Ann. My name is Helen. I have got a brother.

- Have you got a sister?

- No, I haven’t got a sister. I have got a brother.

Следующая игра «Согласен – не согласен». Ученики встают в круг. Учитель кидает мяч по очереди каждому из учеников и произносит предложения, с которыми учащиеся соглашаются или не соглашаются.

-          Cockerels can swim. (Cockerels can,t swim.)

-          A frog is green. (A frog is green.)

-          A cat has a long nose. (A cat hasn,t a long nose.)

-          Children can sing songs. (Children can sing songs.) 

Можно усложнять задания для игр в зависимости от контингента школьников, их уровня подготовки. Так, например, интересны и полезны игры со стихотворениями типа «Заполни пропуски». Учитель читает стихотворение:

Where do you live, where do you live?

Can you tell me, where do you live?

I live in London, sometimes in Oxford,

Sometimes in Cambridge, my dear friend!

Затем учитель читает стихотворение еще раз, но уже с пропусками, при этом он дает задание «Заполни пропуски».

Where do you live, …do you live?

Can you … me, where do you …?

I live in London, … in Oxford,

Sometimes in Cambridge, my dear …!   

Выигрывает тот игрок, который получает больше очков, и тот который расскажет стихотворение полностью.      

            Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры. В них ребенок может проявить себя как личность, а также как член коллектива.

            Следующая игра - «Сыщики». Класс разбивается на 2 или 3 группы. Каждая группа- это «сыскное агентство». К ним обращается «клиент» (учитель или хорошо подготовленный ученик) с просьбой найти человека по его описанию.

            My friend is not big. She is not fat. She is nice. Her eyes are dark. Her nose is short. She is ten. She is smart and brave. She can dance (sing, draw, play tennis) well.

           « Сыщики» составляют (т.е. рисуют) фоторобот и по своим рисункам ищут нужного человека. Этим человеком может быть любой из них. Побеждает то «сыскное агентство», которое первым найдет нужного человека и чей фоторобот будет самым точным.

            Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задания к текстам разнообразными, но и в то же время доступными и интересными. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивания текста необходимо разыграть сценку по содержанию текста.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, заранее приготовленных вопросов. Это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст во второй раз и дает задание- выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста [Золотницкая 1993].

Игры учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста, что особенно важно при обучении аудированию на начальном этапе. Также игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.

Литература:

  1. Варковская В.Г. Обучение аудированию на младшей ступени обучения // ИЯШ. - 1983. - № 6. - С. 74 -77.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – АРКТИ. – М.: 2003.
  3. Еданская Е.В. Из опыта обучения аудированию // ИЯШ. - 1999. - № 4. - С. 15-17.
  4.  Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. - 1996. - № 5. - С. 20-22.
  5.  Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе // ИЯШ. - 1986. - № 5. - С. 15-20.
  6. Золотницкая С.П. Работа с текстом для чтения и аудирования на уроках французского языка в сельской школе //ИЯШ. - 1993. - № 3. - С.34-36.
  7.  Калаева Г.Г.Учебные игры для интенсификации обучения аудированию на французском языке // ИЯШ. - 1999. - №2. - С.54-56.
  8.  Карих Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в VIII - IX классах //ИЯШ. - 1991. - № 1. - С. 30-34.
  9. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1977.
  10.   Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
    начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 
Категория: Мои статьи | Добавил: Марсовна (19.01.2015)
Просмотров: 1105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar